Главная Статьи Лечение Контакты Цены
Лечебные направления
Главная Публикации Детская офтальмология Развитие зрения (зрительных функций) у детей

Развитие зрения (зрительных функций) у детей

Светоощущение является основной, филогенетически самой древней и более примитивной зрительной функцией. Более сложные и совершенные функции зрения (форменное, цветовое, пространственное и др.) вырабатываются у человека после рождения в процессе индивидуального зрительного опыта. Они носят поэтому, по существу, характер прочных условных рефлексов, трудно отличимых от безусловных.

Все авторы отмечают наличие светоощущения не только у доношенных новорожденных нормальных детей, но и у недоношенных детей с различной степенью недоношенности, вплоть до 5-месячного внутриутробного возраста. Светоощущение у детей в первые дни и недели их жизни следует считать, по-видимому, функцией подкорковых центров зрения.

Местными защитными рефлексами на свет у новорожденных являются: смыкание век (мигательный рефлекс), отведение глазных яблок кверху, прямая и сочувственная зрачковые реакции на свет.

Спонтанное мигание происходит у здоровых новорожденных и детей раннего возраста редко.

Координированные движения век и глазных яблок развиваются у детей лишь на 2-м месяце жизни.

Насильственное разведение век у новорожденных и детей раннего возраста сопровождается с 1-2-й недели жизни общими защитными рефлексами отталкивания, некоординированными движениями рук и ног.

Отведение глазных яблок кверху при резком освещении глаз - весьма постоянная и выраженная рефлекторная защитная реакция.

Расширение зрачка в темноте происходит медленнее, более вяло, чем его сужение на свету, что объясняется, по-видимому, недоразвитием в раннем возрасте дилататора радужки или иннервирующего эту мышцу нерва.

У детей раннего возраста наблюдаются явления генерализации рефлекторных реакций на оптические раздражения. Это выражается либо в общем вздрагивании тела при резком и внезапном освещении глаз, особенно после пребывания в темноте, либо в других общих защитных движениях, но чаще всего - в форме защитного оптического рефлекса Пейпера "с глаза на шею". Последний выражается в откидывании головки ребенка кзади, нередко до степени опистотонуса. Постепенно, с возрастом, рефлекс ослабевает. Это - одно из самых ярких проявлений воздействия света на мышечный тонус. Ориентировочный рефлекс поворота обоих глаз к источнику света у новорожденных и детей раннего возраста известен с конца 18-го века. Как ориентировочный он осуществляется в этом возрасте на подкорковом уровне при помощи вестибулярного анализатора, начинающего функционировать внутриутробно.

Анатомическим субстратом таких рефлексов являются "ближайшие к большим полушариям узлы - базальные ганглии" (И.П. Павлов). Лишь постепенно, с возрастом, нервный механизм этого рефлекса перемещается из подкорковой области в кору головного мозга - происходит его "кортиколизация". Одновременно с поворотом глаз происходит и синергичный поворот головы к источнику света.

Очень характерным для новорожденных и детей раннего возраста является подкорковый рефлекс слежения. Он выражается в перемещении взора, обычно на очень небольшом протяжении, вслед за медленно движущимся источником света или за ярким объектом. Этот рефлекс очень неустойчивый и быстро истощается.

По-видимому, реакция на движение является одной из самых примитивных и самых первых рефлекторных реакций на оптическое раздражение. В последнее время все большее распространение получает мнение, что слежение является примитивной, неустойчивой, эфемерной формой фиксации взора, осуществляемой на подкорковом уровне при помощи "офтальмо-статического аппарата" в стволовой части головного мозга. В дальнейшем функция фиксации взора перемещается в кору затылочной доли мозга и реализуется в более совершенной, устойчивой форме.

Л.А. Дымшиц

«Развитие зрения (зрительных функций) у детей» – статья из раздела Детская офтальмология

Дополнительная информация:

  Яндекс.Метрика