Поиск по вопросам диагностики и лечения

Офтальмология
Главная Лечебные направления Статьи Контакты
Главная Публикации Детская офтальмология Развитие рефракции и близорукости у детей

Развитие рефракции и близорукости у детей

Хорошо известно, что рефракция глаз у детей с возрастом меняется. Многочисленные исследования, старые и современные, отечественные и зарубежные, единодушно установили на протяжении последних 100 лет, что подавляющее большинство доношенных детей рождаются на свет дальнозоркими.

Среди новорожденных наблюдается, кроме того, небольшое количество эмметропов и еще меньшее число близоруких. Частота близорукости в процентах колеблется у новорожденных, по данным разных авторов, обычно в пределах от долей одного процента до нескольких процентов. И.Г. Титов, тщательно обследовавший скиаскопически под атропином 1000 глаз новорожденных, нашел близорукость от 1,0 до 3,0 D в 4% случаев, а от 4,0 до 8,0 D – в 1 % . Средняя дальнозоркость колеблется у новорожденных в пределах около 2,0-4,0 D (И. Г. Титов – 1,8 D; Herrnheiser – 2,3 D; А. И. Дашевский с сотрудниками – 4,0 D).

С возрастом, по мере роста ребенка, растет и глаз. Меняется при этом и рефракция в сторону своего усиления: дальнозоркость постепенно становится меньше, приближаясь к эмметропии (по введенной Straub терминологии происходит "эмметропизация"), а затем во многих случаях она переходит в миопию (по А.И. Дашевскому – "миопизация"). Для примера можно привести данные А. И. Дашевского и его сотр., которые обнаружили среднюю дальнозоркость: у новорожденных – силою в 4,0 D; в 3-5 лет – 2,0 D; в 6-8 лет – 1,3 D; в 9-12 лет - 0,3 D; старше 15 лет уже имелась средняя миопия силою в 0,4 D.

Большинство авторов полагают, что дальнозоркость с возрастом уменьшается у детей неуклонно и плавно, и рефракция постепенно приближается к эмметропии. Однако имеются данные, противоречащие такому представлению и говорящие в пользу того, что в более ранние детские годы степень дальнозоркости не уменьшается, а увеличивается и лишь с определенного, более позднего, возраста начинает уменьшаться. Так, Slataper на основании большого количества разовых и динамических исследований рефракции у детей установил, что средняя дальнозоркость у них закономерно увеличивается с момента рождения, достигая максимальных величин в возрасте 6-7 лет, а затем начинает плавно падать в направлении эмметропии. То же отмечает и Bucklers на основании динамических определений рефракции у одних и тех же лиц на протяжении многих лет.

Это объясняется неодинаковыми темпами изменений с возрастом главнейших оптических констант глаза, определяющих его общую рефракцию (удлинение оси глаза, уменьшение преломляющей силы хрусталика, роговицы).

Так, например, по данным Фаволоро, удлинение оси глаза и связанное с этим усиление рефракции происходит медленно, достигая размеров оси взрослого лишь к 8 годам или несколько позже, в то время как уменьшение рефракции линзы происходит быстро – на первом году жизни. Это должно неизбежно вести к ослаблению рефракции, т. е. к увеличению дальнозоркости.

Этот вопрос был детально изучен в возрастном разрезе А.И. Дашевским и его сотрудниками. По их данным, длина глазной оси у новорожденных составляет 18,3 мм, т. е. короче варьирующей в своей длине глазной оси эмметропического глаза взрослого (по Е.Ж. Трону – в пределах от 22 до 27 мм) минимум на 4 мм, максимум – на 9 мм. Так как укорочение оси на 1 мм ослабляет рефракцию на 3,0 D, то степень дальнозоркости должна бы составлять у новорожденных минимум 12,0 D, максимум – 27,0 D. В действительности же дальнозоркость у новорожденных – в среднем около 2,0-4,0 D, так как более короткая ось глаза компенсируется у них большей преломляющей силой роговицы (около 50,0 D у новорожденного вместо приблизительных 43,0 D у взрослого) и большей преломляющей силой хрусталика (около 35,0 D у новорожденного вместо приблизительных 20,0 D у взрослого). Эта компенсация составляет в общем около 20,0 D с лишним, что согласуется с фактами.

Знакомство с упомянутыми фактами может иметь практическое значение при коррекции дальнозоркости у детей.

Близорукость, встречающаяся у доношенных новорожденных сравнительно редко, наблюдается у недоношенных детей как правило – и тем чаще и в более сильной степени, чем сильнее степень недоношенности. Близорукость достигает у них 10-12 D и больше. Возникновение близорукости у недоношенных объясняется тем, что на 3-7-м месяце утробной жизни у плода образуется впервые описанное Ammon выпячивание задневисочного отрезка склеры, исчезающее к моменту рождения доношенного ребенка. Исчезает при этом и временная внутриутробная близорукость. Последняя подвергается у недоношенных после рождения обратному развитию в течение 4-10 и более недель, переходя в эмметропию или дальнозоркость. Усилению степени близорукости у недоношенных способствуют, по-видимому, и более сильная кривизна еще малых размеров роговицы и большая преломляющая сила хрусталика, имеющая у недоношенных более выраженную шаровидную форму зародышевого типа.

Ввиду частоты близорукости и нередкой тяжести течения ее прогрессирующих форм проблема близорукости приобрела исключительно большую практическую важность. Поэтому и изучение ее причин и патогенеза приобрело особый интерес. Таким образом, близорукость сделалась как бы моделью для изучения закономерностей, развития рефракции вообще.

Многочисленными исследованиями старых и современных авторов, в особенности массовыми исследованиями рефракции, проведенными в СССР у сотен тысяч детей разного возраста, были установлены следующие основные факты в этой области.

  1. Близорукость в дошкольном возрасте охватывает незначительную часть общего количества дошкольников – около 1-2%.
  2. Частота близорукости к моменту поступления в школу (7 лет) становится у детей несколько выше.
  3. Частота близорукости в 1-м классе средней школы колеблется, по данным разных авторов, в довольно широких пределах – от 1-2% До 6-7%, не достигая обычно 10%. С каждым последующим, более старшим, классом ее частота неуклонно повышается, достигая к моменту окончания средней школы величин от одного десятка до нескольких десятков процентов.
  4. Систематические наблюдения многих авторов за состоянием рефракции у одних и тех же учеников на протяжении их 8-10-летнего пребывания в школе установили несомненное развитие близорукости у них как из непосредственно ей предшествовавшей эмметропии, так и из ранее имевшейся дальнозоркости, прошедшей через стадию эмметропии.
  5. В школах, расположенных в деревне или в небольших районных центрах, близорукость встречается реже, чем в больших городах.
  6. Не только количество близоруких, но и степень близорукости увеличивается по мере перехода из младших классов в старшие, иногда скачкообразно, не превышая обычно к моменту окончания школы слабых и средних ее степеней и не сопровождаясь в большинстве случаев изменениями и осложнениями, свойственными высокой и прогрессивной близорукости.

Упомянутые факты развития близорукости у детей с возрастом, особенно в период школьного обучения, рассматриваются большинством авторов как результат усиленной зрительной работы на близком расстоянии при напряженной аккомодации.

Л.А. Дымшиц

«Развитие рефракции и близорукости у детей» – статья из раздела Детская офтальмология

Дополнительная информация:

  Яндекс.Метрика